История и проблемы этногенеза на различных континентах

Проблема этногенеза народа относится к числу самых актуальных и трудных. Темой происхождения народов занимались ученые еще прошлых времен, особенно в XVIII–XIX вв.
Формирование этносов – народов – пожалуй, самое сложное явление из человеческих сообществ. Происходящие в них и между ними процессы (внутриэтнические и межэтнические) – очень специфические, своеобразные и сложные. И это требует от ученых внимательного и глубокого исследования. Реальная жизнь ежедневно дает нам много подтверждений сложности процессов развития этносов, их взаимоотношений и важности знания и понимания этих процессов, особенно межэтнических отношений.
Миграционная теория происхождения народов в дореволюционной литературе пользовалась большой популярностью, тогда исследователи не пошли дальше фиксации различных вариантов, отдельных признаков, не попытались выявить связь между ними и использовать их для построения расовой классификации. Отсюда и неутешительные итоги антропологических исследований населения мира в XIX–XX вв.
Проблему этногенеза того или иного народа необходимо исследовать в тесной связи с вопросом происхождения родственных народов. Собственной истории каждого народа предшествует куда более долгая история этносов, в состав которых входили предки людей, в конце концов составляющих этот народ. Поэтому этногенез одного народа нельзя рассматривать в отрыве от общего, континентального исторического процесса, от истории африканских, азиатских или кавказских народов. Этногенез должен быть решен методом комплексного подхода, заключающегося в использовании данных этнографии в сочетании с материалами исторических и смежных наук – этнографов, антропологов, археологов, лингвистов, историков, фольклористов и т.д.
Подчеркну особо еще раз, что вопрос рождения этнического сознания и истории формирования этносов и народов в науке философии глубоко не раскрыт. Поэтому возникают вокруг этих проблем дискуссии. Независимо от этого я решил изложить свои мнения, соображения и итоги исследований по некоторым этносам.


Как консолидировались африканеры?
В 1652 году представитель голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек и с ним 90 человек высадились в бухте у Столовой горы и основали там поселение, из которого вырос город Капштадт, нынешний Кейптаун. Через 5 лет в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев из Голландии. В конце XVII в. образовалась голландская Капская колония.
Расселившиеся в XVII–XVIII вв. по всей территории будущей ЮАР потомки этих ранних колонистов получили наименование буры (крестьянин). В XX в. они называли себя африканерами, африкандерами. Их язык – африкаанс – сложился в XVIII в. в процессе взаимодействия и интеграции нидерландских диалектов с немецкими и английскими языками.
Африканеры консолидировались в нацию к началу XX в. Они давно порвали с Голландией, забыли ее язык и не считают ее своей родиной. Сегодня их 3,6 млн человек, большинство живут в ЮАР.

Формирование англоафриканцев
Первые мигранты – англичане высадились на мысе Доброй Надежды в 1620 г. До XVIII в. переселенцев из Великобритании ассимилировали численно преобладающие и доминирующие в регионе голландцы. После захвата в 1806 г. британцами Капской колонии и массового въезда переселенцев из Англии и Шотландии в 1820 г. в регионе начала складываться англоафриканская этническая общность. В ее этногенезе участвовали англичане, шотландцы, валлийцы, ирландцы, голландцы и др.
Открытие в 1860-е годы золотых месторождений привело к переселению в Южную Африку десятка тысяч жителей Великобритании. Теперь людей, называющих себя англоафриканцами, насчитывается 2 млн человек. Живут они в ЮАР, Зимбабве, Намибии, Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии.
Англоафриканцев гораздо меньше, чем африканцев, они смешались с африканцами региона. У англоафриканцев произошла смена британского национального самосознания на англоафриканское после Второй мировой войны. Большинство из них родились в Южной Африке, и ее они считают своей родиной.

Новая народность – англоавстрийцы (австралийцы)
Два новых этноса сложилось из британских переселенцев в Австралии и Новой Зеландии. В 1788 г. была выслана партия ссыльных из Великобритании и основан Порт-Джексон (совр. Сидней) – первое английское поселение в этой части света. В последующие десятилетия становится все больше добровольных переселенцев, особенно в 1820 г. в связи с быстрым развитием овцеводства, а в 1850 г. с открытием месторождения золота в Австрии, сюда хлынул поток эмигрантов, и не только с британских островов. Переселенцы постепенно стали осознавать себя новым народом – англоавстрийцами (австрийцами). Национальной консолидации способствовали, с одной стороны, быстрое развитие многоотраслевой экономики, с другой – получение Австрией в 1901 г. статуса доминиона (самостоятельности). По этой же причине там сформировалась народность англоновозеландцы (новозеландцы). Их там сейчас около 3 млн человек.
Образование индоарийских народов
В том же регионе, что и Новая Зеландия, в юго-западной части Тихого океана, на архипелаге Фиджи расположено одноименное государство Фиджи (независимое с октября 1970 г., до этого бывшая, с 1874 года, колония Великобритании). Население страны составляют две основные общности – фиджийцы и фиджийские индийцы. Фиджи – основная страна в центральной части Океании. В стране 322 острова. В 1879–1916 гг. было привезено 60,5 тыс. индийцев, поэтому этническая структура изменилась, а в 1945 г. количество индийцев превышало количество туземцев.
Меланезийские фиджийс-кие племена образовали единый этнос в конце XIX века. Индийцы (разной этнической принадлежности) завозились на Фиджи колониальными властями и предпринимателями для работы на плантациях сахарного тростника и кокосовой пальмы до 1916 г. Около 75 % фиджийских индийцев – выходцы из индоарийских народов (говорящие на языках хинди, бихари, бенгали, панджаби); остальные – тамилы, телугу и др., языки которых относятся к древнеиндийской семье. По религиозной принадлежности все они индуисты.
Во второй половине XX века довольно активно шел процесс консолидации всех индийских групп в единый этнос – фиджииндийцев. Их 350–400 тыс. человек, около половины населения страны. Они не смешиваются с фиджийцами, сохраняют свою традиционную культуру. Языком межэтнического общения является английский (он же государственный язык Фиджи).
Надо отметить, что в Океании очень многие этносы образовались в разное время вследствие этнических сепараций (разделение) – после переселения различных групп с густо населенных островов и архипелагов на новые, еще не освоенные. Особенно это характерно для народов Полинезии.
Полинезийцы – преимущественно католики и протестанты. Численность населения 1 млн 60 тыс. чел. Вопрос о прародине их остается открытым. Развито искусство татуировки, которой покрывалось все тело. У многих народов развит институт жрецов и шаманов-колдунов. В прошлом был распространен ритуальный каннибализм, когда тело врага или героя-одноплеменника поедалось, чтобы унаследовать его силу. Здесь многие этносы образовались как и другие в Океании или Фиджи.
Из Океании мы «мигрируем» в Америку. В начале XVII века на атлантическом побережье Северной Америки возникли две французские колонии – Акадия (у залива Фанди) и Новая Франция (в бассейне реки Святого Лаврентия). Южнее вдоль побережья расположились 13 британских колоний (будущие США). Этническим ядром англоканадцев, самой крупной нации Канады, были ранние иммигранты из Великобритании и Ирландии – англичане, шотландцы, ирландцы. Первое их поселение появилось на острове Ньюфаундленд в начале XVII века. После захвата Великобританией французской Акадии (в 1713 году), получившей название Новая Шотландия, британцы стали селиться и в других районах побережья.
С 1763 года, после семилетней войны, когда вся Канада была захвачена англичанами, бывшую Новую Францию стали заселять тысячи выходцев с Британских островов. В ходе и после войны за независимость из США в Канаду перебрались 40 тыс. чел. лоялистов (сторонников метрополии). Все эти переселенцы положили начало англоканадскому народу. Общность языка, культуры, территориальное смешение – все это способствовало их постепенной консолидации в единый этнос.

Британцам не удалось англизировать французов
Англоканадцев сейчас более 11 млн человек, живут они по всей территории страны. Говорят на канадском варианте английского языка; традиционная культура близка английской.
Особый случай среди переселенческих этносов – франкоканадцы, второй из двух основных народов Канады. Когда англичане захватили Акадию, все французы были оттуда насильственно переселены. Их потомки – 300 тыс. – живут в провинции Нью-Брансуик и в наши дни называют себя акадийцами. Это особая этнографическая группа франкоканадцев, со своим диалектом и культурно-бытовой спецификой, что объясняется, в частности, общим происхождением их предков из центральных и западных районов Франции.
Захватив через полвека вторую французскую колонию – Новую Францию, англичане столкнулись там с уже вполне сформировавшейся этнической общностью, которая называла себя канадцами – с компактной территорией проживания, единым языком (местный вариант французского), общностью происхождения (их предки были из Франции), общая для всех религия (католицизм). Здесь обострилась ситуация после британского контроля над всей Канадой: французские канадцы стали подчиненным, дискриминированным народом. Растущее число эмигрантов из Великобритании чем дальше, тем заметнее превращало франкоканадцев в этническое меньшинство. Однако британцам не удалось не только ассимилировать французское население страны, а даже англозировать их.
Напротив, франкоканадцы противопоставили давлению на них непрекращающуюся борьбу за равноправие, которая в конечном итоге и сделала их современной нацией. Они сохранили свою национальную культуру и свой французский язык. В 1969 году он признан одним из двух равноправных официальных языков Канады. В школах Квебека Канады обучение ведется на французском языке.
Франкоканадцы – единственная этнически однородная нация в Северной Америке. Практически вся она состоит из потомков переселенцев XVII–XVIII вв. и частично XIX–XX вв. в Канаду из Франции. Почти 80 % франкоканадцев проживает в провинциях Квебек, Онтарио, Нью-Брансуик. В 1990 годах их в Канаде насчитывалось 7,2 млн чел., в США – 2 млн. Практически 100 % франкоканадцев Квебека считают родным французский язык.

Не все переселенцы образуют новые этносы
Выходцы из Западной Норвегии, переселившись в IX–X веках на остров Исландия и на Фарерские острова (Атлантический океан), образовали два новых народа. Это исландцы и фарерцы. Исландцы, их сейчас около 450 тыс., в XX в. создали свое суверенное государство. Фарерцы (их 40 тыс.) – основное население самоуправляющегося округа в составе Дании, язык – фарерский.


Далеко не все переселенческие группы образуют новую этническую общность, новый народ. Для этого надо иметь немалочисленное количество населения, давность отрыва от былой родины и политико-государственное обособление от материнского этноса.
Так, после присоединения Алжира к Франции (1834 г.) в этой североафриканской стране поселилось много французских колонистов. К 1962 г., когда Алжир стал независимым государством, здесь проживал 1 млн французов. Они жили в городах, поддерживали связь с родиной, которая находилась рядом, часть времени проводили во Франции. Они были не французами, не алжирцами, а французами в Алжире, коренное население которого видело в них представителей страны-колонизатора. Естественно, у них не сформировалось сознание по отношению к материнскому этносу. Они не стали особым французским народом, как это произошло у французов в далекой Канаде. В независимом Алжире французы чувствовали себя чужими. В начале 1980-х годов их там осталось около 30 тыс., т.е. почти все они вернулись на родину.
Этнографические группы русских переселенцев
В те самые далекие прошлые столетия, когда западные европейцы пере¬селялись на другие континенты, в страны, которые становились или уже были владениями их го¬сударств, русские осваивали ма¬лозаселенные территории Сиби¬ри и Дальнего Востока, ставшие в XVI–XIX веках простран¬ственным продолжением их ро¬дины, зауральской Россией. В та¬кой ситуации просто не могли возникнуть какие-то новые рус¬скоязычные этнические общнос¬ти.
Однако приспособление
пере¬селенцев к новым природно-хозяйственным условиям, разнооб¬разные контакты с коренным на¬селением имели следствием фор¬мирование своеобразных этно¬графических групп, в том числе и метисных, с выраженной спецификой быта и культуры. Так, в хо¬де смешения с якутами образова¬лись особые русские группы якутян (жители ямщицких деревень на р. Лене); колымчан (на р. Ко¬лыме) и так называемых затундренных крестьян (на реках Ду¬динка и Хатанга), которые усвои¬ли язык и многое из хозяйствен¬но-бытовых особенностей якут¬ского населения региона.
Еще более своеобразная груп¬па – камчадалы: так называют и потомков смешанных браков с русскими коренных жителей Камчатки (ительменов, коряков), и потомков русских, переселив¬шихся в этот далекий край в XVIII–XIX веках. Живущие за Полярным кругом небольшие группы русских – марковцы (жи¬тели села Марковка в устье Ана¬дыря) и русскоустьинцы (жители села Русское Устье на Индигирке) – обосновались здесь еще в XVII–XVIII веках. Они переняли у местного населения способы охоты и рыболовства, одежду и обувь, приспособленные к суро¬вым условиям Заполярья, стали заниматься оленеводством и со¬баководством.
Отдельно надо сказать о ста¬рообрядческих русских группах в Сибири. На Алтае есть бухтарминцы («каменщики», то есть поселившиеся в горах, «в кам¬нях»), живущие с XVIII века по рекам Бухтарма и Уймон – по¬томки убежавших от преследова¬ний старообрядцев, а в районе Усть-Каменогорска – «поляки» – по¬томки старообрядцев, переселен¬ных сюда правительством после включения в состав России поль¬ских территорий в последние де¬сятилетия XVIII века; так назы¬ваемые семейские в Бурятии и в Забайкальском крае.
Подчеркну еще раз: все на¬званные группы и состав-ляющие их люди, за редким ис-ключени¬ем, сохраняли русский язык и со¬знание своей принадлежности к большому русскому народу. Таким образом, социально-экономическая и
политическая унификация (единство) не может быть достигнута без унификации культурной. Поэтому большинство народов России не интегрировались с новыми для них обществами, сохранив собственную идентичность.

Табуирование мультикультуризма современных мигрантов
В проблеме миграции и формирования новых этносов в XXI веке видим другую картину. Иногда современная миграция из республик Северного Кавказа, Средней Азии в русские регионы России приводит к столкновению обычаев, традиций. Сразу надо отметить то, что принято, скажем, в Грозном, Нальчике, Баку, Махачкале, не является нормой в Ставрополе и Ростове-на-Дону, и с этим положением необходимо считаться. Важно помнить, что современная Россия представляет собой страну, еще не завершившую переход от империи к национальному государству. Если ключевой задачей советской империи являлось скрепление различных наций в единое дружественное ярмо, то главной целью национального государства становится сохранение и развитие одной нации. Советский Союз объединял в себе множество государственных образований, не имеющих между собой ничего общего, таких как Литва, Эстония, Киргизия, Казахстан. Однако в бытность СССР Москве удавалось контролировать столь разношерстный состав регионов при помощи института прописки. После краха социализма этот институт был отменен и даже существующий ныне закон о регистрации по месту жительства является не очень объективным.
Вместе с тем современная Россия не является гомогенным (однородным) в культурном отношении государством. В составе Федерации остаются регионы, не являющиеся частью русского культурного пространства. У жителей республики, располагающейся на юге Восточной Сибири, очень низок уровень владения русским языком.
Культурная общность является условием единства политико-правового пространства. И наоборот, отсутствие культурной связи между теми или иными регионами зачастую является предпосылкой распада страны. Так случилось с Советским Союзом, дезинтеграция которого происходила по национальным и цивилизованным границам.
Думаю, что ныне происходит незаметное влияние землячества на российскую политическую сферу. Это связано с повторением современной Россией ошибок в миграционной политике, допущенных в послевоенное время Францией и Великобританией. В крупных городах страны формируются этнические анклавы мигрантов, дающие наглядные картины того, насколько многочисленным является приток мигрантов из стран, культурно далеких от России. Многие утверждают, будто это связано с ухудшением экономического положения граждан РФ. А фактически процесс миграции связан с изменением этнического состава и культурного облика страны. Ситуация осложняется тем, что в России некритическое восприятие идей мультикультуризма (множественность культур) наложилось на ценности советского интернационализма, глубоко укорененные в эпоху СССР и до сих пор имеющие определенный вес в социуме (общность), особенно среди интеллигенции и политической элиты. Во многом поэтому региональные администрации зачастую идут на поводу у структур, лоббирующих интересы приезжих. Надо помнить, что трудовой мигрант должен обладать тем же набором прав, что и гражданин принимающей его страны, за исключением права избирать и быть избранным, а также права на сохранение родной культуры. Мигрант должен жить в культурном поле нового для себя государства. Адаптация к порядкам чужой страны и есть одна из главных издержек, которые несет на себе мигрант. Если власти позволяют приезжим культивировать и насаждать собственные традиции, то эта издержка перекладывается на общество. Такая ситуация не является нормальной.
К сожалению, сегодня в российском обществе де-факто табуированными являются вопросы культурной экспансии и прав приезжих из Центральной Азии и Южного Кавказа. Задача интеллектуалов как раз состоит в том, чтобы вывести обсуждение этих проблем в публичное поле и отстоять право коренных жителей на защиту собственной культуры и мигрантов на жилье в нормальных условиях нашей страны. Иначе построение функционирующей демократии в России окажется затрудненным.

Этногенез народов Дагестана
Обилие и многообразие археологических памятников на Кавказе, относящихся к нижнему палеолите, дает основание считать эту область одним из древнейших очагов расселения раннего человечества на территории нашей республики. В пределы Кавказа человек проник из сопредельных южных областей предположительно 500–200 тыс. лет назад. Можно утверждать, что ко времени широкого освоения людьми различных зон Кавказа в период последнего межледниковья (150–80 тыс. лет назад) древнейшие люди обитали и на территории Дагестана. Кавказ и Средняя Азия, как предполагается, заселились в основном с юга, со стороны Передней (Западной) Азии, с территорий непосредственно граничащих с ними Переднеазиатских нагорий. По археологическим данным, этнокультурное единство древнейших дагестанских и остальных кавказских племен сложилось в эпоху палеолита. В этот период Кавказ выделяется в историко-археологическом отношении как единая область.
Пути культурно-исторического развития различных областей Кавказа начали расходиться еще в глубокой древности. Истоки их культурно-исторических различий восходят к раннему неолиту, когда на Кавказе исследователи отмечают уже отдельные мустьерские культуры и археологические комплексы. С эпохи энеолита в связи с освоением сравнительно больших территорий, пространств рельеф Кавказа начал способствовать разобщению и изоляции племен, в результате чего появились условия для постепенного распада археологического единства. Истоки распада кавказского этнокультурного единства восходят к концу древнекаменного века. В неолите и энеолите (VI–IV тыс. до н.э.) здесь формируется северо-восточно-кавказская этнокультурная общность, носителями которой были предки дагестанско-нахских народов. На протяжении всего исторического периода на Северо-Восточном Кавказе одни археологические культуры сменялись другими, причем даже генетически слабо связанными друг с другом, но определенное единство материальной культуры, своеобразие этого региона сохраняется на всех этапах его исторического развития. Важным этапом в этнической истории древнедагестанских племен был период, связанный с куро-аракской культурой. Под этой культурой (III тыс. до н.э.) подразумевается культура племен Закавказья, Восточной Анатолии, Северо-Западного Ирака и Северо-Восточного Кавказа. Памятники этой культуры известны в равнинной и в предгорной части Дагестана.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что, по имеющимся данным, с древнейших времен предки дагестанских племен жили на Восточном Кавказе. Согласно археологическим исследованиям последних десятилетий, на территории Дагестана наблюдаются непрерывность культурного развития и присутствие в основном одних и тех же антропологических типов. В эпоху поздней бронзы и раннего железа на территории Дагестана возникли племена, а позже их объединения. Процесс консолидации дагестанских племен в народности был длительным и для некоторых из них завершился к середине первого тысячелетия н.э., а для других – в раннем средневековье и позже. Греко-римские авторы упоминают о предках некоторых нынешних дагестанских народов – аварцев, агулов, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, рутульцев, табасаран, цахур и др. Многочисленные следы единства древнего населения нашего края прослеживаются на протяжении всей истории дагестанских народов, как проявление их этнокультурной общности.
 

 
По теме
Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов прокомментировал совещание, прошедшее под руководством главы государства Владимира Путина по развитию новых морских курортов России.
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда