Искренне. Без броскости, вычурности

Ее университетом­ была жизнь со всеми плюса­ми и минусами. Она из плеяды тех выдающихся мастеров театрального искусства Дагестана, которые не обучались ни в высших, ни в средних театральных учебных заведениях. Но она восхищала и обычного зрителя, и просвещенных знатоков сценического искусства точным попаданием и силой художественной образности. Заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Шагун Джафаровна Ибрагимова знала, как покорить своего зрителя – искренностью. Она переступила порог Лакского театра в далеком 1947 году уже не юной, а зрелой девушкой, трезво оценивающей все «за» и «против». Конечно, не сразу доверили ей роль, да и она не отваживалась выходить один на один к зрителю. Случай помог ей рискнуть сыграть вместо заболевшей артистки на гастролях по Лакскому району. Не помня себя, играла Шагун тот эпизод как во сне.

И ноги дрожали, и голос звучал как чужой, и даже казалось, что партнеры по сцене несутся откуда-то издалека, сквозь туман. Но этот поступок и обозначил ее путь в большое искусство, к серьезным и ярким образам, вошедшим в золотой фонд национального театра.

Со временем она настолько слилась с театром, что сама удивлялась, как до этого могла жить без ролей, без зрителя, без волнения и радости успешных выступлений. Чем труднее роль, тем трепетнее хваталась она за нее и с головой уходила в работу, да так, что в это время к ней и подойти нельзя было. И стали одна за другой появляться на сцене Лакского театра женщины разных эпох и поколений, с такой тщательностью и скрупулезностью воссозданные талантом Шагун Ибрагимовой.

Ее героини – женщины видные, волевые, сильные. Об одной из них, председателе колхоза Сакинат из декадного спектакля «В родном ауле» М.Алиева столько хороших слов было написано много лет назад почти во всех центральных газетах и театральных журналах. «Скромная, немногословная горская женщина таит в себе большую силу, нераскрытые возможности, душевную чуткость. Показывает этот разворот сил, способностей, красоту характера Ш. Ибрагимова. Это хорошая актерская работа», – писал театральный критик Ю.Рыбаков в журнале «Театр».

Постоянные зрители Лакского театра старшего поколения с восторгом передавали из уст в уста, как убедительна и неподдельна Шагун в образах драматичной Севиль («Севиль» Д.Джабарлы), величественной Тизбе («Анджело» В.Гюго), решительной Сакинат («В родном ауле» М.Алиева), хитроумной Тамари («Сапожник» Г.Цадасы), справедливой и милосердной бабушки Ольги («Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе), мужественной Кади («Материнская слава» Р. Хубецовой), властной Танкабике («В ночь лунного затмения» М. Карима), искусной и находчивой свахи Салихат («Парту Патима» М. Алиева), веселой вдовушки Солтанат («Если сердце захочет» Г. Рустамова), неподражаемо заводной Джумайсат («Молла Насреддин» М. Курбанова) и др. А образы матерей, созданные Шагун Джафаровной на сцене за много десятилетий работы в театре, несравнимы, несопоставимы, непохожи один на другой.

Скорбь ее матерей некриклива, а радость ненавязчива. Она умела приподнять своих женщин, придать им и благородство, и характер, и значимость.

Характерной чертой игры Шагун Ибрагимовой стало ее тонкое чувство жанра, умение подобрать нужные тона и оттенки, отсутствие яркости, броскости, вычурности. Ш. Ибрагимова скупа на жесты, на мимику и пластически ее образы не отличаются особой техничностью. Но все, что делает актриса на сцене, становится выражением внутреннего убеждения, отражением состояния духа. Она не дополняет внешними атрибутами жестов и пластики внутреннее содержание характера своих героинь, а без лишнего нажима и сгущения красок выявляет это содержание, просто «докладывает» эти образы. Поэтому они просты, как правда, естественны и достоверны. Таковы и Джумайсат в спектакле «Молла Насреддин» М.Курбанова, которая воспринимает чудачества своего неординарного мужа с какой-то материнской, покровительственной улыбкой. Она снисходительна к нему, этому неисправимому шутнику и юмористу, большому ребенку, с которым надо жить по условиям его игры. Ее бабушка Ольга из спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе – воплощение всепобеждающего милосердия, душевной щедрости и человеческой доброты. Мудрая, немногословная – она и судья, и адвокат, и друг, и наставник, и хозяйка островка тепла и доброты, к ней тянутся и дети, и старики.

Да и в жизни Шагун Джафаровна далеко непроста в общении. Властная, привыкшая сама принимать решения, она умеет не только словом, но и одним взглядом повелевать. От нее доставалось в театре и лодырям, и недобросовестным, и прогульщикам. А сегодня от 95-летней Шагун Ибрагимовой порой достается ее внукам и правнукам, от которых она требует собранности и исполнительности, порядка и дисциплины и, главное, чтобы не забывали о священных правилах горского этикета и нравственности. Конечно, слово бабушки Шагун для них – закон. Оставшихся еще в раннем детстве без матери, она одна подняла их, дала образование, помогла обзавестись своими семьями и до сих пор продолжает опекать, ведь они для нее все еще остались детьми.

 
По теме
Возбуждено уголовное дело по факту смерти подростка в Кизилюртовском районе - Следственный комитет Кизилюртовским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан по факту смерти 13-летнего мальчика в селе Комсомольское Кизилюртовского района 
Следственный комитет
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда