Влюбленный пилигрим

 
  • 1
  • 2
  • Если театральный сезон завершается премьерой, можно быть уверенным в аншлагах следующего сезона. Долгая надежда не менее сладостна, чем приятный сюрприз, преподнесенный Дагестанским театром оперы и балета в юбилейный для народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара год.

    Вышедшая 45 лет назад повесть «Ожерелье для моей Серминаз» легла в основу фильма Тенги́за Абула́дзе «Ожерелье для моей любимой», премьера которой состоялась в Москве сорок лет назад 14 августа 1972 года. Через некоторое время по заказу Эстонского академического театра «Ванемуйне» народный артист России Ширвани Чалаев сочинил музыкальную комедию «Странствия Бахадура», поставленную знаменитым режиссером Карелом Ирдом (либретто поэта Виктора Викторова и Роксаны Сац). Через тридцать лет по мановению рук и души главного режиссера Московского Государственного Детского Академического музыкального театра имени Натальи Сац, заслуженного деятеля искусств России Виктора Рябова постановка ожила на сцене оперного театра в Махачкале.
    – Виктор Борисович, путешествие путешествию рознь. У ваших деловых поездок и странствий Бахадура разная подоплека. Признайтесь, что Вами движет?
    – Я всегда ищу какой-то творческий багаж для себя. И в родном театре, где работаю 42 года, и в сотрудничестве с другими коллективами. Приглашают Санкт-Петербургские театры, бывал в городе Антона Чехова – Таганроге, в Кемерово и Омске ставил одну и ту же музыкальную комедию по собственному либретто за авторством Тихона Хренникова, с которым в последние годы его жизни мы очень сблизились. Уже моя первая поездка в Махачкалу, связанная с 50-летием композитора Ширвани Чалаева, мне многое сказала об этом крае. Потом я был очарован книгой Расула Гамзатова «Мой Дагестан», которая по сей день среди моих настольных книг. Судьба меня связала с Ширвани Чалаевым со времен, когда мы вместе создавили в нашем театре оперу «Маугли» и работали над «Королем Лиром». Как соавтор либретто я участвовал и в работе над его операми «Наследство» и «Казаки». Встречи с Чалаевым меня обогащают, считаю его не только дагестанским композитором, но и композитором мирового уровня.
    Спектакли по произведениям Ширвани Рамазановича, которые ставил Виктор Борисович в театре им. Натальи Сац, дагестанский зритель видел в дни гастролей, а в репертуаре нашего театра оперы и балета «Странствия Бахадура» – первая постановка автора более десяти опер. Ставить это произведение Чалаева в дагестанском оперном театре оказалось сложнее, потому что в музыкальной комедии разговорный текст имеет не меньшее значение, чем музыка.
    – Южные народы очень голосисты, но говорят они неважно – в быту, может быть, дело в многонациональности. На сцене оперного театра – суть в специфике постановок, – признается режиссер-педагог Виктор Рябов. – В процессе обучения оперных актеров речи обращаюсь к логике и умению взывать к человеческим эмоциям. Это самое главное – научить говорить не как робот, а чувствовать, дышать, любить… Для облегчения я существенно сократил всю разговорную часть спектакля.
    – Не утруждайте себя перечнем невест, – лаконично обрывает диалог матери с дядей главный герой спектакля Бахадур (Я. Исаков).
    – Мы сыграем две свадьбы, – без пространных объяснений понятен намек дяди Даян-Дулдурума (Т. Курачев).
    – Она из рода Муги, с которым мы враждуем, – ассоциации с шекспировской трагедией дополняют недосказанное горянкой Айшей (Л. Комаревцева), которой в быту несвойственен такой лаконизм, но сцена ставит свои условия; и время требует дань, вставив в уста героини, созданной Абу-Бакаром полвека назад, фразу: «Она тебя в Интернете выставила спящим».
    Виктор Борисович очень благодарен актерам и всему коллективу за чуткость, руководству театра и дирижеру оркестра – за понимание всех тонкостей режиссерской работы, выпускнице Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Диане Бижитуевой, вместе с ним работавшей над постановкой «Странствия Бахадура» – за профессионализм. Художественный руководитель курса музыкального театра прославленного вуза, профессор ГИТИСа В.Б. Рябов готов приезжать на следующие спектакли, чтобы довести постановку до завершения, отшлифовать и внести необходимые штрихи. Виктор Борисович сожалеет, что это не удалось сделать с «Красной Шапочкой», поставленной им в Дагестанском театре оперы и балета семь лет назад. У «Странствий Бахадура» больше шансов быть признанным классикой жанра.
    Режиссер, в свою единственную встречу с Ахмедханом Абу-Бакаром разгадавший романтическую сущность писателя и заметивший его общность с Александром Грином, хотя и был под большим впечатлением от такой случайности, но задумался о постановке музыкальной комедии по мотивам его произведений лишь в прошлом году. Просмотрел фильмы по сценариям дагестанского драматурга и в июне 2012 года приступил к работе. И через месяц 19 июля состоялась премьера.
    – Там, где меня любят, я люблю работать, – и неизменная улыбка на лице режиссера, за которым закрепился эпитет «Волшебник из театра Сац».
    По этой улыбке и признала в нем своего однокурсника театральный критик Гулизар Султанова в дни постановки «Красной Шапочки». И на сдаче «Странствий Бахадура» ее рецензия для режиссера была равноценна высшей оценке педагога. И все же для Виктора Борисовича главное, что скажет публика. Поймет ли она его «новаторские штучки», как, например, в этом спектакле рамку в руках Азиза, обрамляющую его лицо. Один из соперников главного героя, претендующий на руку его Серминаз (З. Даибова), находится далеко от места действия, но упоминается в разговорах, и его образ присутствует в виде импровизированного живого портрета в белом халате. Позже, в реальности, распределенный на работу врачом в село Азиз (С. Поздняков) садится на свой комический конек – начинает деятельность с лекции о профилактике, плавно переходящей в свадебное торжество.
    Как в сказке, соперники Бахадура Мухтар (А. Велибеков) и Азиз в процессе поисков подарка для Серминаз поженились и стали друзьями. Отец невесты Жандар (Б. Осаев), признав бесполезность вражды, надевает на дочь ожерелье Бахадура, получившее на выставке в Италии золотую медаль.
    Музыкальная комедия удостоверяет, что если даже любовь – сказка, в выигрыше остаются те, кто верит в нее. Даже если подменили жениха, как у прекрасной ковровщицы Салтанат (М. Исмаилова).
    Перепутье у трех дорог, где оказывается Бахадур, пустившийся на поиски необычного подарка для любимой – атрибут всех сказок мира. И три загадки, которые надо угадать главному герою, тоже оттуда, только награда за отгадку чисто дагестанская: «Угадаешь – получишь хинкал с чесноком, не угадаешь – чеснок без хинкала».
    – Костюмы очень правдоподобно выполнены, – замечает зрительница Анна Гасанова – смотрительница Дагестанского государственного объединенного музея, работающая в отделе национальной одежды, – мы всем коллективом пришли в театр, и это будет темой обсуждений не одного дня.
    Говорить об игре актеров сразу после премьеры годится только для закулисных догадок и внутренних обсуждений. Одна лишь фраза режиссера-постановщика «Есть движение» характеризует напряженную и вдохновленную актерскую работу.
    Если новая постановка завершает театральный сезон, не вышел резерв предназначенных для нее аплодисментов. Захватывая массы и подкупая отдельных лиц, дагестанский оперный утверждает Жизнь, в этом спектакле воплощенную в имени маленького сына Бахадура и Серминаз.
    – Я назвал внука Амру, что значит жизнь, – обращается Жандар одновременно к односельчанам и к залу, – Земля стоит на тепле ваших рук.
    Вражде между родами, возникшей из-за спора, положен конец.
    Находясь в Махачкале более месяца, лишь после завершения работы над постановкой Виктор Борисович нашел время выйти к морю.
    – Может, это и есть счастье, что ты где-то нужен, и нет времени на прогулки.
     А махачкалинцы завтра будут гулять в честь замечательного праздника, сценарий ко второй годовщине которого в 2005 году составил именно московский режиссер Виктор Рябов. 
    А почтальон все также идет по горным тропам, насвистывая: «По берегу Койсу хурджины я несу». Увидимся в октябре.
     


     
    По теме
    28 марта в Махачкале состоялся круглый стол на тему «Развитие и популяризация нематериального этнокультурного достояния Республики Дагестан» и заседание экспертного совета Министерства культуры РД по вопросам формировани
    Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
    Дагестанская правда
    На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Дагестанская правда
    Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
    Дагестанская правда
    «Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
    Дагестанская правда