Кто является противником Сунны?

Кто является противником Сунны?
Фото: midag.ru

В последнее время все чаще и чаще звучат призывы следовать Корану и сунне. Это очень хорошее дело, но, когда призывают следовать хадису Пророка ﷺ, противореча при этом решению имамов мазхабов и их последователей, это не есть хорошо.

Никто из мусульман не станет отрицать достоверный хадис Пророка ﷺ, но истинный верующий не будет ставить под сомнение решения ученых того или иного мазхаба, выведенные из первоисточников шариата после глубокого анализа и изучения всех аятов, хадисов и других источников шариата по этой теме.

Следовательно, любое решение мазхаба не может противоречить сунне Пророка ﷺ или отдельному достоверному хадису, ибо каждое решение мазхаба ученые сверяют с этими же хадисами.

Сторонники, призывающие следовать хадисам, оставив без внимания мнения мазхабов, приводят в качестве довода в свою пользу слова имама Аш-Шафии. Общий смысл этих слов сводится к следующему: «Если мое мнение противоречит достоверному хадису, следуйте этому хадису и откажитесь от моего мнения».

Ибн Хузайма сообщает, что он слышал, как Аль- Музани говорил: «Я слышал, как имам Аш-Шафии сказал: “Когда хадис достоверен — следуйте хадису и откажитесь от моих слов (это мой мазхаб)”» .

Эти слова имама подразумевают, что, если кто-то из ученых обнаружит, что его слова противоречат достоверному хадису, пусть он следует этому хадису и откажется от его мнения.

Эти слова великого имама, которые указывают на его скромность, чаще всего приводят в качестве довода именно те, кто желает перейти от его мнения к мнению, якобы опирающемуся на достоверный хадис. Они сами не следуют мазхабам и приводят эти слова, чтобы отвратить мусульман от следования мазхабу имама Аш-Шафии .

Если следовать логике этих людей, получается, что любой человек, не обладая даже базовым представлением об основах шариата, может открыть любой сборник хадисов и практиковать каждый достоверный хадис, не обращая внимания на то, отменен он или нет, носит он общий или частный характер, существуют ли другие хадисы по этой теме, и так далее.

Тогда возникает вполне уместный вопрос: в чем разница между имамами иджтихада и обычными верующими, и почему великие имамы Ислама относили себя к одному из четырех мазхабов, хотя у них был океан знаний, а их книги до сих пор читают во всем исламском мире? Неужели у них не было доступа к сборникам хадисов?! Или они были более невежественны, чем некоторые наши современники?

Эти вопросы, конечно же, риторические, и мы понимаем, что эти слова имамов не адресованы каждому мусульманину и даже каждому ученому, не говоря уж о тех молодых людях, которые даже не умеют читать на арабском, а цитируют эти хадисы из интернета в переводе неизвестных авторов.

Великий ученый шафиитского мазаба имам Ан-Навави в книге «Аль-Маджму’ шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее: «Цель слов имама Аш-Шафии не в том, чтобы каждый человек, который обнаружил достоверный хадис, говорил: “Это мазхаб Имама Аш-Шафии”, — и следовал буквальному пониманию этого достоверного хадиса.

Те слова относятся (адресованы) ученым, достигшим степени “муджтахида мазхаба” (ученого, который может самостоятельно выносить решения из первоисточников, но на основе методологии вынесения решения, которую разработал имам его мазхаба).

Обязательным же условием для того, чтобы и мудждтахид мазхаба принял такое решение (последовал определенному хадису и отказался от слов имама), является мнение ученого, что имам Аш-Шафии, по всей вероятности, не знал данного хадиса или не был осведомлен о его достоверности.

А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг имама Аш-Шафии, книг его сподвижников, которые брали знания у него и из других книг мазхаба. Это очень сложно, и мало тех, кто достиг этой степени знаний.

Ведь имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) оставлял без внимания (не брал в качестве довода) некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого. Например, этот хадис был отменен, имеет частный смысл, не толкуется буквально (таъвил) и тому подобное».

Но, несмотря на все это, в наше время появилась группа людей, выделяющих для себя из сунны некие доводы, которые им подходят, и считающих ту часть сунны, которую они выделили, всей сунной (совокупностью хадисов), переданной относительно этой главы фикха. Также они считают именно свое понимание этих хадисов сунной Пророка ﷺ, которой нельзя противоречить.

Вдобавок эта группа утверждает, что разногласия между сподвижниками (да будет доволен ими всеми Аллах) при вынесении решений из первоисточников шариата (иджтихаде) были вынужденными и на это у них имелись уважительные причины, которых для нас нет!

Как же странно это звучит! Неужели разногласия сподвижников в иджтихаде были вынужденными и им это прощается, а тем, кто появился после сахабов, не прощается, хотя сахабы были свидетелями того, как ниспосылалось откровение, они сопровождали Посланника Аллаха ﷺ, видели своими глазами его действия и слышали своими ушами его слова?

Если между ними (сахабами) возникали разногласия в иджтихаде, то противоречия между теми, кто пришел после них, более закономерны, особенно в тех случаях, когда появляются новые вопросы, которых не возникало ранее (во времена сахабов) у мусульман!

Самое странное в этой группе — то, что их приверженцы представляют имамов известных мазхабов как противников сунны Пророка ﷺ, хотя они сами противоречат сунне. Они перевернули все с ног на голову и назначили всех, кто противоречит им, противниками сунны, как будто у этих великих имамов нет доводов из сунны Пророка ﷺ.

Они оправдывают свою деятельность желанием объединить мусульман вокруг Корана и сунны, но такой подход к сунне Пророка ﷺ приводит только к усугублению противоречий между мусульманами под завесой устранения разногласий.

Эти люди, якобы призывая объединиться вокруг Корана и сунны, создают еще больше разногласий среди мусульман, ибо каждый, кто обратился за ответом к Священному Корану или сунне Пророка ﷺ, станет следовать им согласно своему пониманию.

Несомненно, его понимание не всегда будет совпадать с пониманием имамов и даже с пониманием такого же рядового мусульманина, и это приведет к накоплению разногласий среди мусульман в геометрической прогрессии.

Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru

 
По теме
  В преддверии Дня матери, 23 ноября, в Табасаранском районе по инициативе главы муниципалитета Магомеда Курбанова и при его содействии провели мавлид для матерей и вдов,
СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕРБЕНТА - Собрание депутатов г.о. город Дербент Сегодня, 27 ноября, глава города  Ахмед Кулиев , председатель Собрания депутатов  Гасан Мирзоев  вместе с депутатами НС РД  Велиюллой Фаталиевым  и  Тельманом Рагимовым  посетили историческую Джума-мечеть,
Собрание депутатов г.о. город Дербент
Конференция «Религиозный фактор и его роль в общественно-политической сфере общества: реальность и перспективы» проходит в ДГУ - РИА Дагестан МАХАЧКАЛА, 4 декабря – РИА «Дагестан». XI Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозный фактор и его роль в общественно-политической сфере общества: реальность и перспективы» открылась в ДГУ.
РИА Дагестан
Место преступления Каякент - Черновик Два года назад в селе Каякент убили 19-летнего Магомедали Султанова. На скамье подсудимых оказался 18-летний Магомед Алибеков.
Черновик
Нурбаганд Нурбагандов посетил музей в  гимназии № 35 в Махачкалы - Дагестанская правда Депутат Госдумы ФС РФ от «Единой России» в рамках региональной недели посетил гимназию № 35 поселка Ленинкент, на базе которой реализуется уникальный проект по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Дагестанская правда