А дело было так. Как-то по дороге на работу она зашла в магазин. Там ей приглянулись яркие деревянные ложки. Купила, принесла в школу. И не просто так. В голове давно зрела мысль: может, их использовать как инструмент? Попробовала, понравилось. Новый ритмичный звук привлек внимание детей. Заглянув в класс, они увидели увлеченно стучащую в ложки учительницу. «А теперь вы», – предложила им Алевтина Агаевна. Ребята с радостью подхватили. Вот и сложился первый состав коллектива.
«Десять веселых, музыкальных смельчаков, учащиеся 6–7 классов. У них вначале были синяки на руках, да и ложки ладные подобрались не сразу, но интерес не ослабевал. Ведь они не просто музыканты, но и творцы… Супруг (Валерий Митьковец. – Прим. авт.) подыгрывал на баяне. Брали известные в народе песни, подключили хореографию. И придумали оригинальный номер. Жителям Тарумовки всё очень понравилось. Решили поехать в Кизляр, где публика взыскательная, строгая. И снова успех. А теперь можно и в столицу, в Махачкалу, где как раз проходил конкурс исполнителей на народных инструментах. «Первый раз вижу живые ложки», – сказал нам член жюри, посмотрев выступление. Его поддержали и другие. Это нас всех вдохновило», – вспоминает художественный руководитель ансамбля «Ложкари».
А что если замахнуться на Москву? Через два года, в 1992-м, такой случай представился.
Была и поездка за рубеж: в 2011 году коллектив принял участие в фестивале «Мир сказочных чудес» в Польше. Участники были со всей России, а два первых места – за оригинальный жанр и приз зрительских симпатий – заняли дагестанские «Ложкари». И вновь они покорили жюри: все удивлялись, что в нашей республике умеют так искусно играть на ложках.
Возвращать людей к их истокам, корням через знакомство с народными инструментами – главная задача коллектива.
«Акцент у нас делается на русскую культуру, но отстукивали номера и под лезгинку (есть такой прием). Слияние культур благотворно влияет на детей, они становятся терпимее, я бы даже сказала, – добрее», – говорит Алевтина Агаевна.
В самом начале мы сказали, что ложки – простой инструмент, но это не совсем так. Приемов игры на них в книжках нет, мастерство достигается репетициями и постоянным поиском новых идей. Синхронность, ритм увлекают. Это необычно и такое не часто увидишь. В каждом номере Алевтина Митьковец использует по несколько комбинаций. Придумывает сама – помогает фантазия.
Начинала в музыкальной школе поселка Мамедкала, откуда родом. Родители Алевтины были нефтяниками, а дедушка играл на гармонике. Может, от него и унаследовала музыкальные гены. Путевку в жизнь ей дали преподаватель Владимир Патишханов и композитор Магомед Гусейнов.
«Любовью к музыке Магомед Азизханович заразил и меня. Я полюбила ее, глядя, как виртуозно он играет на пианино. Будучи директором школы в Мамедкале, композитор наблюдал за моим творчеством и пророчил блестящее музыкальное будущее», – делится Алевтина Агаевна.
Что, впрочем, и случилось, благодаря поддержке близких людей. Там же, в Мамедкале, она познакомилась со своим будущим супругом, баянистом, руководителем Кизлярского казачьего хора. Поженившись, переехали в Тарумовку. Две прекрасные дочери родились в браке и продолжили творческую династию. Обе вышли из «Ложкарей».
Олеся сменила маму на посту директора школы искусств в Тарумовке. Она хореограф, помогает в постановке номеров. Алена живет и трудится в Подмосковье, где учит детей премудростям игры на… Конечно, на ложках. Видимо, есть какой-то магнит в них, что притягивает и увлекает за собой в музыкальный мир дивного перестука.
«Как-то ко мне пришла девочка. Левша. Так вот, ради ложек она переучилась, потому что правая рука тут ведущая. Очень уж хотелось ей научиться на них играть. Сейчас больше малышей в ансамбле. Это своеобразная творческая лаборатория, где идет работа по возрождению, сохранению и развитию старинных традиций. К каждому ребенку у меня особый подход», – продолжает педагог.
Ежегодно «Ложкари» принимают участие в Масленице и международном фестивале «Горцы», конкурсе «Золотая лира», стали дипломантами второй степени на всероссийском конкурсе «Созвездие» в номинации «Инструментальное исполнительство» за номер «Задорный перестук». Высокую оценку получила творческая деятельность ансамбля на всероссийском фестивале «Золотое яблоко» (1990), проходившем в Краснодаре. В 1994 году за работу по художественно-эстетическому воспитанию и достигнутые результаты коллективу присвоено звание «Образцовый».
Алевтина Митьковец по-настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку. Этой любовью она смогла зажечь и души своих воспитанников. За время существования ансамбля выросли и вышли в большую музыкальную жизнь несколько поколений его участников. Выпускники говорят, что обучение оставило у них самые яркие впечатления, тепло отзываются о руководителе, приводят своих детей. Ведь именно здесь с детства прививается любовь к народным инструментам.