Отрадно, что в наше время все больше становится людей, проявляющих интерес к истории Дагестана. Вместе с тем следует учесть, что вопросы истории, как и любой другой науки, требуют правдивого, объективного освещения.
Как известно, прошлое – это не прошедшее, а наше сегодняшнее отношение к нему. Отсюда и так называемая проблема воспитания историей, получившая ныне глубокий смысл и значение. Разумное и бережное обращение с историей предполагает высокий уровень культуры исторического мышления, мировоззренческой взвешенности, методологической собранности и дисциплины. При этом нам чужды всякого рода нигилистические выверты, смыкающиеся с архаизацией уровня социально-исторического развития дагестанских народов.
Вместе с этим антигуманистична, антипатриотична и невежественна сама память, если она не обращена к духовному наследию предков и не питается корнями их интеллектуального опыта. Дагестан никогда не стоял в стороне от исторического развития человечества, каждый из дагестанских народов был причастен к судьбам духовного движения крупных деятелей национальной культуры и науки, сыгравших выдающуюся роль в формировании национального самосознания своих народов и оставивших неизгладимый след в дальнейших судьбах их развития.
Историческая память является выражением процесса сохранения прошлого опыта народа. Память концентрирует не только открытую для всех информацию, но и латентные источники: семейные предания и легенды, рассказы, народные песни и т. д. Человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейших событий, вех ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего села, народа.
Национальная самоидентификация всегда играла огромную роль в личном поведении людей, но ее значение особенно возросло на современном этапе. Ныне тяга к историческому знанию возросла. Интерес к прошлому продиктован желанием знать правду, стремлением расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своего народа. Конечно, история своего народа будет всегда «ближе» сердцу, чувствам, социальным ценностям и настроению людей. Народ, лишенный своей истории, перестает быть народом.
Важно осознавать, что история любого народа, даже самого малочисленного, это огромная духовная ценность, участница человеческой цивилизации. Глубоко заблуждается тот, кто легкомысленно относится к изучению истории любого народа, по-обывательски убаюкивая себя при этом приверженностью глобальным прогрессивным тенденциям современного социально-культурного развития.
Результаты исследований даются нелегко. Для этого необходимы обширные и глубокие знания. Ученый должен быть верным сыном своего народа, а не гостем. Только служение правде поднимает авторитет ученого. Сама история ставит современного ученого перед необходимостью правдивого анализа прошлого. В освещении истории не должно быть ремесленничества. Главный критерий любой научной работы – её долголетие, а проверку временем выдерживают лишь правдивые, основанные на фактах труды. Чтобы исследовать проблему, ученому надо приковывать себя к столу и работать каждый день. Рабочее место ученого не только его письменный стол, но и везде, где он находится. Труд ученого – это изнурительное занятие. Научная деятельность – это дорога без отдыха, работа без объявления выходных дней. Недовольство достигнутым – святое чувство подлинного ученого.
Для освещения исторического прошлого наших народов наряду с археологическими данными, письменными источниками важное значение имеют устные историко-этнографические материалы. Тема исторического прошлого аула и в целом народа всегда занимала не только исследователей. Для дагестанцев нет большего удовольствия, чем поговорить о прошлом своего села, происхождении народа, языка. На этот счет можно услышать множество легенд и преданий, порою самых забавных и невероятных. Селяне неизменно проявляли большой интерес к генеалогии своих тухумов.
Через все катаклизмы своей бурной и сложной истории народы Дагестана пронесли представление не только о единстве территории своего обитания, но и укрепили сознание своей неразъединимой культурно-исторической общности, и это имело решающее значение для последующего хода истории Дагестана. И поэтому всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории.
Между тем доверие общества к истории и историкам поколеблено из-за частых конъюнктурных переоценок. Старые фальсификации ныне нередко сменяются новой ложью. Так, критика прошлого стала повальной модой и по сути хорошим тоном новых исследований и всей нашей публицистики. В неприятии своей истории, созданной кровью и потом предшествовавших поколений, мы перещеголяли самых яростных и непримиримых антисоветчиков.
У нас подчас не хватает смелости открыто сказать, что не всё забытое старое плохо, что многие традиционные приоритеты не утрачивают своего значения и ныне, что каждое поколение историков создает свою историю. Однако есть вечные ценности и универсальные истины. Отказ от них – регресс. Традиция и новация не противопоставление, а необходимое взаимодополнение.
Между тем остро стоит проблема разной интерпретации исторических событий учеными России и стран ближнего зарубежья. Мы вышли из одной колыбели, мы всё еще находимся в общем образовательном пространстве и должны искать общие подходы к изучению нашего общего прошлого.
В истории – и это принципиально – должно быть место для разных подходов и направлений. Иначе она мертва как наука. Стремление к исторической объективности, добротность материала и способов его обработки – важнейшие принципы работы истинного ученого.
К сожалению, тревожит несистемность изучения истории Дагестана, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин, ведет к историческому нигилизму и просто к невежеству.
Увы, в современном обществе отсутствует понимание того, что все больше происходит эрозия исторической памяти народа, осмеивается его прошлое. И чем это грозит в будущем? Упадок исторической грамотности в нашей стране (а точнее, большая неравномерность и случайность исторических представлений) очевиден. Корни этого – в средней школе. И одна из причин – недостаток добротной популярной научной литературы, привлекательной для читателя.
И тут хотелось бы отметить, что некоторые авторы безответственно относятся к написанию работ на исторические темы. Здесь дело ещё и в том, что в настоящее время в роли «историков» выступают люди, далекие от исторической науки, не владеющие историческим материалом и научной методологией. Появление подобных книг и исторических статей обусловлено не только отсутствием цензурных ограничений, но и рядом иных причин. Как правило, в большинстве своем эти люди не компетентны в вопросах истории Дагестана. И следует многократно напоминать, что история – это не ремесло неучей, а наука.
Еще французские ученые Пьер Бей (1647–1706) и Фюстель де Куланж (1830–1889) считали историю «самой трудной из всех наук», и трудность эта, считали они, заключается в кажущейся ее простоте и доступности. Наука, в том числе и история, создается и развивается лишь теми, кто целиком и полностью посвящает себя познанию и поиску истины, говорил А. Эйнштейн.
Поэтому каждому, кто берется за историческое сочинение, надо иметь в виду, что он имеет дело с серьезной проблемой, а потому необходимо быть предельно объективным, внимательным к предмету своего исследования, обладать методикой исследования. Без всего багажа знаний никакие работы не могут претендовать на историзм. История была, есть и будет точной наукой, наукой жизненной правды.
Хочу обратиться ко всем, кто на самом деле хочет знать прошлое своего народа: будьте в курсе тех работ по истории Дагестана, которые прошли проверку временем на правду и объективность, стремитесь, чтобы подготовленные вами статьи, книги помогали людям стать лучше, пробуждали интерес и любовь к прошлому, чтобы подрастающие поколения знали и гордились историей своих предков.
Магомед Гасанов, доктор исторических наук