Размышления о Гимне

Начнём с того, что совершенно очевидно: Государственный гимн является весьма значимым государственным символом республики и должен представлять собой своего рода монумент, «архитектурный монолит», построенный средствами музыкальных звуков и поэтических образов. Отсюда и беспокойство о Гимне, выраженное многими и высказанное руководством республики. И нашумевшие в определенных кругах баталии по поводу Государственного гимна РД, иногда разумные, взвешенные, чаще жесткие и непримиримые, наводят на целый ряд размышлений по этому поводу. Даже гениальному автору надо ли столь категорично судить о жанре, в котором не все профессионалы достаточно предметно осведомлены, и при этом звонко навязывать своё непросвещённое мнение всеми способами, вплоть до использования средств массовой информации.

Такое ощущение, что речь идёт то ли о депутатском кресле, то ли о «хлебной» должности... При этом никто не поднимает вопрос об отмене Гимна, а лишь поручено провести необходимые обсуждения на уровне экспертов.

В Гимне все должно быть гармонизировано – и музыка, и слова, музыкальная форма, темп и ритм, построение музыкальных фраз. У дагестанского Гимна нет слов, а тут важно соответствие музыкальной и поэтической интонации, метроритмики, сопоставление тональностей, музыкальных интервалов и нюансов, особенностей оркестровой и хоровой партитуры и много чего ещё специфического, характерного именно для жанра Гимна.

Для примера приведу только один из таких параметров: наиболее приемлемым темпом для музыки Гимна принято считать значение метронома 60 ударов в минуту (что наиболее соответствует биению человеческого сердца). Очень важно для Гимна, чтобы было и соответствующее исполнение оркестром, хором, солистами; эталонное качество звучания, звукозаписи, видеоряда и многое другое. И самое главное - смогли ли авторы, взявшиеся за создание музыки и текста Государственного гимна, угадать тот необходимый и ожидаемый обществом образ «родной республики»?

Звуковые и поэтические образы, возникающие при слове «гимн», должны наводить на определения: певучесть, уверенная неспешность, свет, направленность вверх, большая территория, множество людей, гордость, ясность картины, многие другие возвышенные определения. Но всегда неоспоримо одно: Гимн - это главная мелодия республики, полномочный представитель Дагестана как для каждого дагестанца, так и для любого иного слушателя за пределами республики.

К великому сожалению, при «обсуждении» вариантов музыки и текстов Гимна (лет двадцать назад) сама процедура несла в себе больше конформизма и общих разговоров на тему «кто больше уважаем», чем взвешенного, профессионального подхода. Никто не удосужился тогда услышать аргументы о необходимости детального, всестороннего сравнительного анализа представленных вариантов гимнов с вышеперечисленными особенностями гимнических произведений, в том числе и с позиции психологии их воздействия на слушателя средствами самой музыки и содержания текста применительно к ситуации данного времени.

А ведь любой продукт, даже менее значимый, чем обсуждаемая тема, нуждается во всестороннем анализе, в том числе, технологически говоря, даже в обычном маркетинговом, всегда предшествующим запуску той или иной «продукции» на потребительский «рынок», с той лишь разницей, что Гимн - это «продукт» особого национального назначения.

Возобновлённое ныне в республике государственное музыкальное строительство – одна из важнейших исторических предпосылок возникновения новых значимых музыкальных произведений, в том числе достойного Гимна, что должно нести в себе и роль необходимого сегодня инструмента управления общественным сознанием. Хотелось бы подчеркнуть, чтобы эти слова не воспринимались в извращенном смысле и слова «воздействие на людей», несущие в себе художественный смысл, перестали бы наконец восприниматься целым рядом «бывалых» людей как непременное одурачивание и как то, с чем надо по мере сил бороться.

Обсуждение Гимна России тоже в своё время вызвало сплошь и рядом свободно противопоставляющие мнения, отражающие совершенно различные подходы. Были столкновения исторического подхода (с акцентом на историю формирования предпосылок написания и смен гимнов в России, социального происхождения авторов); СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО (с акцентом на общественное мнение); ПОЛИТИЧЕСКОГО (толкующего о том, какую именно идеологию воплощает тот или иной гимн), а также ИСКУССТВОВЕДООБРАЗНОГО (с рассуждениями типа того, какой композитор весомее – Глинка или Александров и другие.).

Гимн - это феномен, который рождается спонтанно, откликаясь на потребность в простых, понятных и доходчивых мелодических интонациях, заполняющих потребность в той естественной музыке, которая ЖИВЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ. Вместе с тем Гимн является созидательным инструментом воздействия на массовое сознание. Гимн, созданный государством в русле известной концепции ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Гимн нужно рассматривать с позиции его безу­словного воздействия на многомиллионную аудиторию, неслыханной доступности и эффективности; как достижение в области социокоммуникативного массового песенного произведения, понятного и доступного для самого широкого восприятия.

И среди основных целей социокультурной направленности гимнических произведений называются формирование образа страны, формирование нового слушателя. Какие бы подтексты ни содержались в подобных формулировках (а их смысловой спектр весьма широк), в качестве яркого примера следует признать советский гимн, который свою историческую задачу успешно выполнил. Гимн СССР как массовое музыкально-хоровое произведение не имеет мировых аналогов по художественной ценности и, самое главное, по результату воздействия, что позволяет определить его наряду с целым рядом ключевых патриотических массовых песен как яркий феномен советской музыкальной культуры.

Сама история формирования, написания и смен гимнов как неотъемлемой части государственной атрибутики только в одной России полна интереснейшими событиями, жаркими спорами и многими другими аспектами вокруг гимнов ещё со времён царствования Ивана III Васильевича, создавшего профессиональный хор «государевых певчих дьяков», исполнявших гимнические духовные песнопения во времена церковных праздников, царских величаний и других общегосударственных событий.

Во времена правления Петра Первого возникли предпосылки для создания Российского государственного гимна. Роль Гимна была отведена «Маршу Преображенского полка», на музыку которого в 1805 г. был сочинён текст «Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов...». Официальным гимном «Марш…» не был, но функции гимна постоянно выполнял, поскольку исполнялся во всех торжественных церемониях.

Примерно такая же участь постигла «торжественный полонез» композитора О.И. Козловского на стихи Г.О. Державина «Гром Победы, раздавайся…» во время царствования Екатерины Второй. Это тоже не был официальный Государственный гимн империи, но соответствовал духу времени, исполнялся на крупных придворных церемониях, даже в войну 1812 г. (но с другими словами).

«Гром победы…» надолго исчезает с воцарением Павла Первого, который основательно переработал и строго установил систему воинских и государственных церемоний. По воле Павла в качестве торжественного, величавого государственного музыкального произведения был утверждён духовный гимн Д.Ф. Бортнянского на слова поэта и госчиновника М.А. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе».

Все перечисленные произведения гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время выполняли его функции, почитались и были любимы в России.

В 1815 году царь Александр Первый подписал акт об основании Священного союза Великобритании, России, Австрии и Пруссии, и было предложено ввести во всех странах «четвёрки» британский гимн как единый. Это музыкальное произведение Генри Кэри исполнялось в качестве Государственного гимна также и в России со стихами В. А. Жуковского «Молитва русских», с первыми словами «Боже, царя храни...», похожими на английские (у Кэри «Боже, храни королеву...»), и этот Гимн был государственным символом России с 1817 по 1833 г.

А вот первый официальный Гимн Российской империи был создан по инициативе Николая Первого, который сообщил начальнику канцелярии генералу А.X. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай Первый, заменивший Александра Первого, был патриотом страны, ценил своеобразие русской культуры, искренне верил в созидательную силу своего народа, поэтому и повелел, чтобы новый гимн был создан российским композитором. В негласном конкурсе предпочтение было отдано варианту гимна А. Ф. Львова (в те годы композитором №1 считался М. И. Глинка), на слова В. А. Жуковского «Молитва русского народа», а после восторженных отзывов на публичное исполнение гимна 31 декабря 1833 г. был отдан приказ по войскам гвардии, госучреждениям об утверждении «Молитвы...» под новым названием «Боже, царя храни» в качестве Государственного гимна России.

Гимн благополучно прожил 75 лет, сей факт был торжественно отпразднован в 1908 г., но отречение от престола Николая Второго сделало бессмысленным прославление его особы «народной песней» «Боже, царя храни...», и Гимн был упразднён Временным правительством.

Почти сразу же предпринимаются попытки создать новый Гимн. Опять споры, предложения, обсуждения, особые совещания деятелей искусства, которые и предложили Временному правительству А.Ф. Керенского как приемлемый вариант Гимна национальную песнь союзницы Франции «Марсельезу». Музыку песни переработал неизвестный композитор (значительно перекроивший оригинал), а слова, весьма приблизительно похожие на французский первоисточник, придумал революционер-экстремист И.Л.Лавров.

Но всё это продолжалось очень недолго, и так же, как всякая революция стремится провозгласить свою символику, сделали это и большевики, и уже с 10 января 1918 г., после первого исполнения на Всероссийском съезде Советов, новым Гимном России стал «Интернационал» (автор музыки Пьер Дежейтер, автор текста Эжен Потье). Русский перевод, весьма далёкий от оригинала, написал в 1902 г. русский поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.

«Интернационал» был утверждён и в качестве Государственного гимна СССР, созданного в 1922 г., и просуществовал почти 20 лет.

В июле 1943 г., несмотря на тяжкие военные испытания, начала работу правительственная комиссия по созданию нового советского Гимна. Решения по её работе (как и любые решения в СССР) в те времена принимал только один человек - руководитель советского государства И. В. Сталин. Он и остановил свой выбор на словах, написанных поэтом Гарольдом Эль-Регистаном (в соавторстве с С.В. Михалковым), и музыке А.В. Александрова. Было рассмотрено и несколько других вариантов музыки, среди которых и Гимн Д.Д. Шостаковича.

28 декабря 1943 г. И.В. Сталин и руководство страны принимали в Большом театре окончательный вариант Гимна, остались довольны, и Иосиф Виссарионович распорядился исполнить Гимн по радио в новогоднюю ночь 31 декабря 1943 г.

С 1 января 1944 г. Гимн СССР исполнялся ежедневно дважды по радио: в 6 часов утра и в полночь, а также на всех торжественных и госмероприятиях.

После смерти вождя Н.С. Хрущев не решился заменить Гимн, но, поскольку в тексте прославлялся Сталин, с 1955 г. Гимн исполнялся без слов. Сменивший Хрущева Л.И. Брежнев отдал распоряжение об исправлении существовавшего ранее текста, что и было сделано комиссией во главе с С.В. Михалковым. В новой редакции из текста Гимна исчезло имя Сталина, и с 1 сентября 1977 г. было введено исполнение Гимна с новыми словами.

Распад СССР, политические и государственные изменения потребовали новой государственной символики, и в конце 1993 г. Президент Б. Н. Ельцин утвердил в качестве Гимна РФ «Патриотическую песню» М.И. Глинки (без текста, который попросту не смогли создать к этой замечательной музыке, несмотря на неоднократные попытки).

В стране и за рубежом музыку Глинки как Гимн восприняли совершенно по-разному: одни - восторженно, другие были недовольны отсутствием слов, третьи требовали восстановления Гимна СССР, четвёртые настаивали на создании нового.

«Патриотическая песня» без текста просуществовала в роли Гимна РФ до 2000 г., в котором по инициативе В. В. Путина началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации, и вновь было немало споров, мнений при обсуждениях на самых разных уровнях.

20 декабря 2000 г. музыка Гимна А.В. Александрова была официально утверждена после принятия обеими палатами Федерального Собрания РФ Закона «О Государственном гимне РФ» и подписания Президентом. И в этом случае были несогласные по самым различным причинам, имела место даже резкая неприязнь некоторых депутатов, но большинство разумно поддержало новый старый Гимн.

30 декабря 2000 г. Президент России В.В. Путин утвердил в качестве слов Гимна РФ третью редакцию стихов, сделанную комиссией с участием С. В. Михалкова, и в новогоднюю ночь 31 декабря 2000 г. состоялась трансляция нынешнего Гимна РФ – настоящего Гимна великой державы с великолепной музыкой Александра Васильевича Александрова, автора песни «Священная война» и многих любимых народом произведений (кстати, профессор А.В. Александров был замечательным педагогом и наставником нашего С. А. Агабабова во время его учёбы в консерватории).

Даже из беглого обзора истории создания и жизни гимнов можно сделать вывод: при оценке, суждениях о гимне, для анализа глубинной структуры музыкально-поэтического высказывания в форме гимна одних амбиций маловато. Думается, что для этого необходимы прежде всего объективность и специальные знания, которые лежат на стыке гуманитарных наук.

Ясно одно: Гимн должен быть визитной карточкой страны, республики, города и т. п., и это совсем непростая задача — создать достойное произведение музыкально-литературного жанра, соответствующего на длительное время всем критериям Государственного гимна.

Думаю, в республике есть и искусствоведы, и глубоко эрудированные психологи, и талантливые музыканты, и продвинутые маркетологи, и заметно выросший за последнее время класс специалистов в социокультурной коммуникации. Ко всем ним лишь только одна просьба: глянуть бы всем этим специалистам друг на друга без чувства цеховой настороженности и, объективно вникнув в проблему становления и создания гимнов, сделать вывод: сколь важен и серьёзен выбор достойного Гимна для республики.

И тогда окажется, что высокое искусство не есть нечто заоблачно высокое, а вещь даже очень полезная для умелого и бережного его применения. А что до Гимна, пусть он будет масштабным и представительным, величавым и понятным всем, с самым радостным художественным положительным психологическим воздействием, резонансным, с душой народа. Самое же главное, на мой взгляд, - чтобы всем в республике было тепло и надёжно.

Р.S. Вполне вероятно, что с музыкальным произведением без слов нашего уважаемого композитора, принятого в качестве Гимна РД, происходит нечто похожее на ситуацию с «Патриотической песней» М. И. Глинки, принятой в те же девяностые годы в качестве Гимна РФ. Это вполне можно понять, так как стоял вопрос о прекрасном музыкальном произведении и авторитете М.И. Глинки. Но время показало, что Государственный гимн всё-таки должен отвечать многим специфическим требованиям, в том числе и культурному наполнению новых времён.

Что же касается споров, различной полемики, они были раньше, налицо сегодня и, по-видимому, будут и впредь. В нашем случае речь вовсе не идёт о каких-либо недостатках или сомнениях в качестве самого музыкального произведения. Наоборот, тот факт, что это произведение рассматривалось и даже было принято в качестве Гимна (несмотря на отсутствие поэтического текста), свидетельствует о признании высокого качества этого симфонического произведения малой формы нашего известного и почитаемого композитора.

Просто Гимн - это особый, очень специфический жанр, и не каждый, пусть даже очень удачный музыкальный шедевр может таковым быть.

Тамерлан Джандаров, заслуженный деятель искусств России, профессор

 
По теме
8 октября – День СОБР Росгвардии - Росгвардия 32 года назад для борьбы с организованной преступностью, бандитскими формированиями и незаконными вооруженными группировками были сформированы отряды СОБР.
Росгвардия
В Дагестане задержана 22-летняя девушка по делу о смерти ее знакомого - РИА Дагестан МАХАЧКАЛА, 8 октября – РИА «Дагестан». Следователями возбуждено уголовное дело в отношении 22-летней дагестанки по подозрению в причинении смерти по неосторожности, сообщает пресс-служба СКР по РД.
РИА Дагестан
«Белые журавли» над ДГМУ - Медицинский Университет В Научно-образовательном инновационном центре Дагестанского государственного медицинского университета состоялось праздничное мероприятие “Белые журавли”, посвященное памяти великого поэта Расула Гамзатова.
Медицинский Университет
Знамя Победы едет в Киев - Дагестанская правда Правнук Абдулхакима Исмаилова, водрузившего Знамя Победы над рейхстагом, надеется повторить подвиг легендарного прадеда.
Дагестанская правда
Награда за «Перегон» - Дагестанская правда Подавляющая площадь земель Дагестана это естественные кормовые угодья, основную часть которых можно использовать только для кормления овец и коз.
Дагестанская правда